www.nashrod-gimn.narod.ru


ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА В I-VIII вв. н. э.

1. РАССЕЛЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕН (I-V ВВ.H. э.)
На обширной территории западных провинций Римской империи, на ее границах и далеко за пределами издавна обитали многочисленные племена и народности, которых греческие и римские писатели объединяли в три большие этнические группы. Это были кельты, германцы и славяне, расселившиеся по лесам и большим рекам Западной и Центральной Европы. В результате частых перемещений и войн усложнялись этнические процессы, происходили интеграция, ассимиляция или, наоборот, разобщение; поэтому лишь условно можно говорить об основных местах расселения отдельных этнических групп.

Германцы населяли преимущественно северные области Европы (Скандинавию, Ютландию) и бассейн Рейна. На рубеже нашей эры они жили на Рейне и Майне (приток Рейна) и на нижнем Одере. На Шельде и побережье Германского (Северного) моря-фризы (Фрисландия), к востоку от них англосаксы. После переселения англо-саксов в Британию в V в. фризы продвинулись к востоку и заняли земли между Рейном и Везером (в VII-VIII вв. их подчинили франки).

В III в. нижнерейнские области заняли франки: ближе к морю продвигаются салические франки, а на среднем Рейне осели рипуарские франки (район Кельна, Трира, Майнца). До появления франков в этих местах известны многочисленные мелкие племена (хамавы, хаттуары, бруктеры, тенктеры, ампии тубанты, узипии, хазуарии). Этническая интеграция, вероятно привела к сближению и частичному поглощению, даже ассимиляции некоторых в рамках военно-политического союза, что нашло свое отражение в новом этнониме. "Франк" - "свободный", "отважный" (в тот период слова-синонимы); то и другое считалось характерным признаком полноправного члена организации коллектива, представленного войском, народным ополчением. Новый этноним подчеркивает принцип политического равноправия всех объединившихся племен. В IV в. эпические франки двинулись на земли Галлии. Эльба делила племена свевской группы на западных и восточных (гото-вандальские). Из овевов в III в. выделились алеманны, осевшие в верховьях Рейна и Майна.

Сакты появились в устье Эльбы в I в. н. э. Они подчинили, а затем ассимилировали некоторые другие германские племена, жившие на Везере (хавков, ангривариев, энгров), и стали продвигаться к побережью Германского моря. Оттуда вместе с англами совершали набеги на Британию. Другая часть саксов осталась в бассейне Эльбы, их соседями были лангобарды.

Лангобарды выделились из виннилов и получили новый этноним, указывающий на характерный этнический признак - длиннобородые (или по иному объяснению лексического значения - вооруженные длинными копьями). Древнегерманская сага связывает получение нового этнонима с решением бога Водана дать победу в сражении с вандалами этому народу, которому покровительствовала сама богиня Фрейя. Она научила лангобардов выйти на поле сражения с рассветом, чтобы Во-дан увидел их первыми и присудил им победу. Лангобардские женщины встали на заре, распустили свои длинные волосы вокруг лица наподобие мужской прически и встали напротив восхода солнца. Когда Водан увидел их, спросил: "Кто эти длиннобородые?" Фрейя на это ответила: "Кому дал имя, тому даруй и победу!" Позже лангобарды двинулись на юго-восток, достигли бассейна Моравы, а затем заняли сначала область ругов (Rugiland), а потом Паннонию.

Руги жили на Одере, а к III в. ушли в долину Тиссы. Скиры с Нижней Вислы в III в. дошли до Галиции. Вандалы на Эльбе были соседями лангобардов. В III в. одна ветвь вандалов (силинги) осела в Богемском лесу, откуда позднее ушла на запад, к Майну, другая (асдинги) поселилась в южной Паннонни по соседству с свевами, квадами, маркоманнами.

На Дунае жили квады и маркоманны, после маркоманнских войн они заняли территорию Декуматских полей. С конца IV в. известны тюринги; объединившись с остатками англов и варнами. они заняли обширные области между Рейном и верхним Озером, а к V в. тюринги расширили свои границы до Дуная. Этнические процессы в среде маркоманнов, свевов, квадов, оказавшихся в IV в. в верхнедунайских областях, привели к появлению нового этноса - баваров, занимавших часть территории Словакии, позже Паннонии, Норика. Со временем они распространились к югу от Дуная. Алеманны, теснимые тюрингами и баварами, перешли на левый берег Рейна (в районе Эльзаса).

Дунай был не только границей римского и варварского мира, он стал главной дорогой переселения, сближения и столкновения народов различного этнического происхождения. В бассейне Дуная и его притоков жили германцы, славяне, кельты дунайские племена нориков, паннонцев, даков, сарматов.

В IV в. по Дунаю прошли гунны со своими союзниками и авары. В конце IV в. н. э. гунны соединились с аланами, обитавшими тогда в степях Предкавказья. Аланы подчинили и ассимилировали соседние племена, распространили на них свой этноним, а затем разделились под натииском гуннов. Часть ушла в горы Кавказа, остальные вместе с гуннами пришли на Дунай. Гунны, аланы и готы считались наиболее опасными врагами Римской империи (в 378 г. при Адрианополе гунны и аланы выступили на стороне готов). Аланы рассеялись по Фракии и Греции, дошли до Паннонии и даже Галлии. Далее двигаясь на запад, в Испанию и Африку, аланы соединились с вандалами.

В дунайских областях в IV-V вв. в большом количестве расселились также славяне (склавы или славы) и германцы (готы, лангобарды, гепиды, герулы).

В северных областях Европы жили даны, англы, варны, юты (в Голштинии, на полуострове Ютландия и близлежащих островах), норвеги, шведы, гауты (в Скандинавии).

2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕРМАНЦЕВ
Огромные территории Европы в те времена были покрыты густыми лесами: от Дуная до Везера и от Шварцвальда до Карпат тянулся Герцинский лес, лесами были заняты и северо-западные области. На берегах рек росли вековые могучие дубы. Климат, холодный и суровый, заставлял людей заботиться о Жилище и сохранении припасов, заниматься охотой и рыбной ловлей. В озерах и реках было много дичи и рыбы. В средней Германии по реке Заале (Сала - левый приток Эльбы) тянулась большая долина, свободная от леса.

Разноплеменные народы германского, славянского и кельтского корней издавна находились в тесных этнокультурный контактах между собой и романским населением Римской империи. Это способствовало овладению более совершенной агрикультурой, развитию ремесленной деятельности, разведению новых, улучшенных пород скота.

К III-IV вв. германцы достигли высокого уровня земледелия, металлообработки, кораблестроения и других ремесел. Поля обрабатывали с помощью тяжелого германского плуга, с использованием быков в качестве основной тягловой силы (об этом свидетельствуют находки деревянного ярма). Разнообразны зерновые культуры: несколько видов пшеницы, рожь, полба ячмень, овес. Урожайность составляла 2-3 центнера с га. Начинается постепенное увеличение доли ржи и пшеницы, но основной зерновой культурой оставался ячмень.

Выращивали бобы, горох, чечевицу, различные сорта льна, коноплю. По-прежнему (как и в эпоху неолита и бронзы) сажали огородные культуры: капусту, свеклу, морковь, салат, петрушку, пастернак. От римлян заимствовали и усвоили приемы выращивания сельдерея, кориандра, укропа, чеснока. Под влиянием римской агрикультуры па Рейне распространяется виноградарство, расширяются посадки плодовых деревьев (вишни, абрикоса, персика).

Скотоводство получает дальнейшее развитие в связи с массовыми переселениями, расширением культивируемых земель, совершенствованием военного дела. К разведению улучшенных пород крупного рогатого скота побуждала необходимость обеспечения хозяйства тягловой силой. Коневодство стимулировалось частыми передвижениями и использованием конницы в военных действиях. Свиноводство доставляло быстрый прирост продукта питания; разведение свиней облегчалось обилием корма в дубовых лесах. Развитие скотоводства в целом было связано с совершенствованием агрикультуры и образованием индивидуального хозяйства свободных землевладельцев.

В безлесных районах преобладало выращивание крупного рогатого скота, на лесных площадях - свиноводство. На побережье Северного моря овцеводство стояло на втором месте, а свиноводство - на четвертом. Значение коневодства возрастает, начиная с III-IV вв.

В местах постоянных поселений разводили также домашнюю птицу (кур, уток, гусей), что существенно пополняло рацион питания.

Одной из важнейших отраслей хозяйства германцев оставалась охота. В лесах водилось много зубров, медведей, оленей, лосей, косуль, диких вепрей, зайцев/в озерах и болотах - дичи, на реках - бобров. Среди погребального инвентаря находят разнообразное охотничье оружие, самоловные устройства. О значении охоты в жизни германцев свидетельствует так называемый звериный стиль в произведениях прикладного искусства. Пряжки-фибулы имели форму кабана, зайца, оленя, они украшены геометрическим и стилизованным животным орнаментом, некоторые сделаны в форме птицы с клювом.

Не менее важное значение в хозяйстве Европы имело рыболовство, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши.

Переход к стойловому содержанию скота, улучшение пород, одомашнивание новых видов, использование римских приемов агрикультуры, расширение посевов высококачественных сортов и видов зерновых, огородных растений - все это обеспечило улучшение питания и рост численности населения Европы.

Рост ремесленного производства и усложнение технических приемов, развитие металлургии, кузнечного дела и судостроения, увеличение продуктов сельского хозяйства стали условиями обособления профессионального ремесла внутри общинной организации. Развивался товарообмен. Оживленная торговля шла с Римской империей на рейнской и дунайской границах возникали торговые эмпории.

3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Переход к плужному земледелию в корне менял всю структуру общественной организации. Отдельные домохозяйства больших и малых семей объединялись единым хозяйственным распорядком в пределах территории, на которую распространялось общее право на все земельные угодья. Крестьянские усадьбы-дворы располагались у германцев поодаль друг от друга и образовывали соседскую общину с определенными границами освоенной и невозделанной земли. Эта территориальная община у германцев называлась маркой (понятие "марка" имело значение всякой границы). Первоначально узы кровного родства связывали многие семьи, в дальнейшем они ослабевают и уступают по значению соседским. По мнению С.Д. Сказкина, соседская поземельная община длительное время оставалась формой первобытнообщинного уклада. По мере разложения первобытнообщинного строя в рамках этой общины возникало мелкое самостоятельное крестьянское хозяйство. Археологи дают своеобразную схему усадьбы большой семьи, в которой главный дом окружен множеством малых полуземлянок, в такой схеме четко виден процесс распада больших семей.

Прирост населения Европы в III-IV вв., увеличение его плотности, то есть известное перенаселение, стало толчком к массовым миграциям и к усилению военной активности германцев против Рима.

Переселения разрушали кровно-родственные отношения, укрепляли индивидуальное хозяйство свободного общинника, соседскую общину и стимулировали возникновение частной собственности. Основную массу германцев составляли свободные общинники, объединенные, как воины, в войско.

Войско имело значение общественной организации полноправных свободных, публичную власть осуществляло (собрание pro войска. В таком народном собрании решались важнейшие дела: избирали королей-предводителей, утверждали нормы обычного права, принимали послов, заключали договоры и союзы, объявляли войну. Войско было организовано по сотням которые набирались из общин в пределах одного территориального округа. Кровно-родственные связи, сохранявшиеся в общинах, соответственно имели значение и в войске. Древнегерманская община называлась генеалогией, фарой, что указывает на ее происхождение от группы близких патриархальных семей. По мере возникновения сотенно-территориального деления и укрепления соседских связей в ходе переселения община становилась маркой.

В границах общины-марки каждый двор-усадьба имели право пользоваться лесом, лугами, речными угодьями, водоемами, проселочными дорогами. Эти земли находились в общинной собственности. Она распространялась и на пахотные угодья отдельных семей. Наделы, лежавшие в общих полях, не отчуждались, они принадлежали членам общины на правах наследственного владения и назывались аллодом. Аллодиальные владения можно было огораживать, но сначала ставили временные изгороди, чтобы после жатвы все поле становилось общим выгоном для скота. Со временем права частного владения на аллод расширяются, изгороди делают постоянными, а наделы разрешалось передавать по наследству не только сыновьям, но и дочерям.

Общинные угодья долго оставались в общинном пользовании, запрещалось делать запруду на реке, строить мельницу; если возражали другие общинники, она немедленно сносилась, как и в том случае, если кому-нибудь причиняла вред. Лесами пользовались сообща, но ставили метки на деревьях, они были действительны только в течение ограниченного срока (1 год, например).

Понятие "чужое поле", "чужая земля" не считалось равнозначным понятию неограниченной собственности. Поэтому в законах мотивом правонарушения признается непредумышленное захоронение на чужой земле, жатва на чужом поле, запашка чужого поля; злонамеренные действия противопоставлены случайным нарушениям, совершенным без злого умысла. Обособление усадьбы и отдельных ее владений показывала изгородь, разрушение ее - одно из наиболее распространенных правонарушений, караемых по обычному праву. В Эдикте Ротари имеется подробная регламентация ущерба с указанием на отдельные составные части изгороди, обозначаете словами лангобардского диалекта.

В Алеманнской правде сохранилось описание порядка разрешения споров из-за границы между двумя общинами генеалогиями. Представитель каждой должен бью вначале произнести сакраментальную формулу "это - наша граница", потом положить знак на той меже, которую считают правил, ной, после этого сходились па середине спорной полосы а присутствии графа следовало взять кусок дерна с этого места воткнуть в него ветку и передать в руки графа. Граф, завернув кусок дерна в сукно и поставив печать, передавал дерн, руки поручителя до конца спора. Решение он выносил согласно результату судебного поединка. Участники такого состязания должны были коснуться мечами земли на середине спорной полосы, а потом сразиться. Победившая в бою сторона выигрывала тяжбу, а проигравшая платила штраф за незаконное притязание.

Рост производительных сил привел к накоплению движимого имущества, возникновению неравенства между общинниками. Характерным свидетельством формирования частной собственности на движимое имущество является обычай устного завещания (аффатомия). Обычное право защищало частную собственность на личные вещи от действия старых норм, особенно при совершении религиозных обрядов. Под угрозой штрафа запрещалось бросать в могилу чужое имущество, разрывать могилы с целью грабежа. Устанавливались высокие штрафы за присвоение чужого имущества без законных оснований, за кражу. Убийство вора с поличным в ночное время признавалось ненаказуемым: например, у баваров до VIII в. Особую ценность представлял скот. Этот объект частной собственности обеспечивал жизнедеятельность крестьянского хозяйства и содержание военных дружин. Конница стала главной частью германского войска. В погребениях знати находят большое количество шпор и других частей конной сбруи.

Развитие частной собственности сказывается в обособлении имущества, приобретенного на службе у частного лица. Это имущество исключалось из общесемейного, и сын распоряжался им помимо воли отца и матери. Имущественная дифференциация в среде основной массы свободных производителей проявлялась в неравном количестве скота, в разных размерах дома, зерновых амбаров, в возможностях использования зависимых людей, плативших хозяину-господину долю урожая. О появлении такого рода повинностей свидетельствует наличие в районе общинных поселений погребений без инвентаря.

Благодаря римскому влиянию элементы социальной дифференциации сильнее сказывались в рейнско-везерском регионе, в северо-восточной Галлии (с середины IV в.) и на средней Эльбе, особенно в среде федератов (так называли варваров, заключавших договор с римским правительством о военной службе за вознаграждение). Верхушка федератов (военачальники и командиры) быстро романизируется, что ярко заметно по захоронениям с богатым оружием, дорогими украшениями, с золотой и серебряной утварью, стеклянной посудой; многочисленные находки металлических частей ларей, сундуков замков, ключей показывают нарастающий процесс обогащения военной добычей. Наступление на римскую территорию усилило влияние военной знати, которая усваивала римские порядки и римский образ жизни. Это усугубляло контрасты в Положении свободных германцев.

Основную массу свободных составляли полноправные землевладельцы-воины, составлявшие войско - народное ополченце которые участвовали в народных собраниях. Их отличительным внешним признаком были длинные волосы, поэтому германцев часто называли длинноволосыми. Обряды, связанные с вступлением в совершеннолетие или с усыновлением, заключались в символических действиях с волосами (отец в знак полноправия подстригал волосы сыну или отрезал прядь волос). У фризов и баваров давали клятву волосами. У лангобардов дочери в отцовском доме носили распущенные волосы, в доме мужа связывали их в косы. Взрослые мужчины (лангобарды) укладывали длинные волосы вокруг лица (до линии рта), разделив их пробором по середине.

Защита личности полноправного свободного составляет основное содержание обычного права, формировавшегося в ходе разложения родовой организации, когда род уже не выполнял своей основной функции защиты своих членов. Оскорбление свободного, покушение на его свободу, права, имущество, жизнь, здоровье квалифицировались как тягчайшие преступления. Среди них - физическое членовредительство, преграждение пути, оскорбление словом, действием, осквернение могил, злоумышленное уничтожение имущества, покушение на Жизнь и другие виды насилия, ущемляющие достоинство личности. Подобного рода правонарушения, с одной стороны, .являются результатом социальных изменений в обществе, проявлением конфликтов, возникавших на почве имущественного и социального неравенства. С другой стороны, демократические традиции общественной организации действовали в защиту личности свободного, и знать вынуждена была считаться с настроениями основной массы народа-войска.

Усиление военной активности обеспечило рост политического влияния военной знати, опиравшейся на свои дружины, особые отряды личной охраны. С их помощью осуществлялись военные грабительские экспедиции, заключались федератские соглашения, захват новых земель и взимание дани с побежденных. Дружина и военная добыча стали главными источниками укрепления королевской власти. Основанием для избрания королей считалась знатность рода. Знатными были древнейшие роды, прославившиеся отвагой, военной удачей, представители этих родов претендовали на особое положение предводителей и подкрепляли свои притязания военной поддеру. кой верных людей, которых содержали при себе на средства добытые войной. Так, порядок избрания королей в войске превращался в торжественную процедуру аккламирования короля и королевы, в знак одобрения воины ударяли щитами о наколенники, в знак протеста следовал удар копья в щит. Существовал обычай поднятия короля в войске на щите.

Возрастает численность дружин, некоторые насчитывали несколько тысяч. Дружинники считались членами "дома" своего .предводителя, получая от него оружие, коня, часть военной добычи. Их называли верными, послушными исполнителями воли вождя, то есть fideles и satellites. Вместе со своим предводителем они составляли высший слой служилой знати. Во время сражений вперед обычно устремлялся отряд знатнейших, в котором были король и его вернейшие дружинники, простые воины их сопровождали. В целях увеличения войска или личной свиты побежденным и зависимым, вначале политически не равноправным, иноплеменникам предоставляли иногда полноправие с "последующим включением в войско. Производили публичное освобождение храбрейших, совершая процедуру, главным актом которой было вручение оружия. Процедура напоминала усыновление или вступление в совершеннолетие и означала включение в племенную организацию. Может быть, с таким отрядом связано возвышение и имя лангобардского короля Лета (Lethu), который не был связан ни с родом Агельмунда, ни с родом Ламиссио.

Клятва верности скрепляла силу дружинных связей: верная, постоянная служба и беспрекословное подчинение приказу обеспечивали покровительство военачальника. Аммиан Марцеллин рассказывает, что квады чтили мечи как богов и давали на них клятву верности. Женщины имели свои дружины. Дочь лангобардского короля Татона Руметруда с помощью своих дружинников коварно убила брата герульского короля, которому отомстила лично без ведома отца.

4. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
В общественной организации германцев длительное время сохранялись традиции родового строя, сила кровно-родстных связей и пережитки матриархата. В различных районах они проявлялись в неодинаковой степени, что зависело от темпов социального развития. Тенденция к ослаблению и распаду кровно-родственных объединений ранее и в большей степени проявлялась у тех племен, которые входили в контакт с Римской империей (например, у готов и франков).

Следы материнского права, высокого общественного положения женщины отражают языческие культы, народные предания, легенды и обычное право. У алеманнов, баваров, лангобардов личность женщины защищалась повышенным вергельдом и штрафами. Интересен мотив установления такого порядка баварами: женщина не может сражаться и защищать себя оружием, но если она это в состоянии сделать, то композиция понижалась до обычной. Культы Фрикки, жены Одина Фрейи, их дочери, занимают центральное место в религии всех племен; имена женщин, прародительниц и прорицательниц Ауринии, Веледы, Гамбары были известны средневековым писателям до IX в. Германские женские имена отражают исключительные качества, которыми наделяли германцы своих прародительниц (Берта - блестящая, Свинда - быстрая и т. п.).

Уважение к родичам по матери являлось обязательной нормой морали. Выходя замуж, женщина не порывала связи со своим родом: так, у англо-саксов за преступления женщину наказывал не муж, а ее род (муж карал только за измену и покушение на его жизнь). Вергельд женщины определялся по вергельду отца или брата, то есть по достоинству ее рода (у лангобардов такой порядок сохранился до VIII в.). По исландским и норвежским законам муж делил вергельд не только со своими взрослыми сыновьями, но и с сородичами жены. Англо-саксонское право, лангобардские законы подтвердили право родственников жены на охрану ее имущества, они следили за тем, чтобы муж не отчуждал ее собственность и не принуждал жену к продаже своего имущества.

По германскому обычному праву женщина могла наследовать движимое имущество, выступать в суде, давать свидетельские показания, приносить присягу20. Часть штрафов за преступления, совершенные против женщины, принадлежали самой потерпевшей. После вступления в брак часть имущества, в том числе и брачный дар жениха, считались собственностью жены.

В составе большой патриархальной семьи совместно вели хозяйство родственники по отцу в пределах нескольких поколений (чаще трех: отец - сыновья - внуки). У германцев (так же как у кельтов и славян) мужчина, кроме законной жены, мог держать в доме наложницу, дети которой имели свою долю в наследстве, хотя и меньшую по сравнению с законными. Лангобарды называли таких незаконнорожденных "внебрачными" (naturales).

Древние германские законы предписывали каждой женщине находиться под мундиумом мужчины (отца, мужа, родственников, короля). В лангобардском эдикте Ротари говорится, что женщина не может быть "под властью собственного решения". Вестготские и бургундские законы, напротив, допускал" такой статус, признав относительную имущественную право, способность женщины. За мужем и женой признавали раз, дельные права на имущество, штрафы за причиненный ущерб не оплачивались другой стороной. Однако всякое отчуждение имущества производилось с согласия мужа. Такого рода изменения в правовом положении женщины не означали повышения ее общественного статуса или ослабления патриархальной власти главы семьи. Развитие частной собственности и интересы разбогатевшей верхушки отражают законы, по-новому регулирующие имущественные отношения в семье. Права жены на имущество у состоятельных слоев определялись договором, который составлялся па случай смерти мужа. Вдова в течение года после смерти мужа не имела права вступать во второй брак под страхом утраты доли имущества умершего мужа. Родственники по отцу имели право на получение имущества (.включая и утренний дар) женщины, умершей и не оставившей детей.

Отцовская власть над детьми выражалась тоже мундиумом и проявлялась в праве женить и выдавать замуж детей, наказывать и распределять наследство.

Пережитки кровно-родственных связей длительное время оказывали влияние на правовые отношения в переходный период. Общинники-родичи и соседи были связаны обычаями взаимопомощи и общей ответственности за преступления. Они обязаны были преследовать и карать правонарушителей, действовавших на территории общины. Родственники принимали участие в заключении браков, выступали охранителями чести -женщины, опекали несовершеннолетних. Община IV в. была земледельческой, основанной на узах кровного родства и территориальных соседских связей. Она состояла из больших патриархальных семей (кровно-родственных союзов) и отдельных индивидуальных хозяйств малых семей, выделявшихся с разделом имущества между взрослыми сыновьями. Узы кровного родства не только признавали, но и чтили. Англо-саксонские законы Этельстапа говорят о выкупе родичами даже вора. У фризов родичи оказывали помощь при платеже одним из них штрафа за насилие над девушкой. У алеманнов даже в VII-VIII вв. убийство родственника считалось одним из самых тяжких преступлений и каралось полной конфискацией имущества. Значение этой правовой нормы усиливается предписанием христианской морали: "Господь Бог обязывает сохранять родство".

Порядок наследования имущества складывался на основе признания взаимных прав членов парентеллы, группы родственников-сонаследников, но постепенно преимущественные права в наследовании получали ближайшие родственники, а затем и прямые наследники - сыновья и позже дочери. Сонаследование означало право на получение части вергельда или композиции. С развитием государственности короли, присваивая главную функцию рода - защиту своих членов, претендующих на взыскание в пользу королевской власти части судебных штрафов. Основанием служило право короля на защиту свободных (мупдиум, туицио короля), на узурпации этой функции основана идея предоставления королем высшего правосудия и защиты всех подданных.

При записи обычного права получили признание взаимные обязательства и права ближайших родственников при уплате и взыскании вергельда. У англо-саксов в случае бегства убийцы родственники платили половину вергельда (Правда Этельберта, 23). Парентелла имела тенденцию к сужению состава родственников, решавших вопросы браков, опекунства, охраны, чести, получения штрафов. Если по Алеманнской правде родственники, имевшие право на получение вергельда, не обозначены точно по степеням родства, то Салическая правда указала, что они входят в систему трех степеней родства, а лангобаргские законы определяют права только ближайших родственников, вергельд могли получать лишь братья (Эдикт Ротари, 162).

Преимущественные права прямых наследников утверждались путем устранения притязаний родственников, ссылавшихся па обычное право, и путем ограничения свободы завещания, распространявшейся под влиянием римского права и развития понятия о частной собственности. Согласно вестготским законам женщина могла свободно распоряжаться 1/5 своего имущества, если у нее были дети, церкви -и другим лицам разрешалось давать не более 1/5. Законы запрещали родителям лишать наследства своих детей, произвольно увеличивать долю одного за счет другого. В исключительных случаях, по мотивам, указанным в законах, можно было выделить одного из сыновей и дать ему больше, но в пределах сначала 1/10, позже 1/3 всего имущества.

Пережитки кровно-родственных взаимных обязательств признавались в судопроизводстве. Родственники были обязаны преследовать и выдавать преступников. Обычное право подчеркивало публичный характер задержания преступника и передачи его в руки правосудия, что должно было означать освобождение от действия кровной мести со стороны родственников потерпевшего. Преследование производилось с криками или звуком рога, пока виновный не был схвачен.

Судопроизводство тоже было публичным. Инициатива возбуждения дела принадлежала потерпевшему: в случае признания виновного или иска ответчиком суд сразу же выносил решение. Если обвиняемый не признавался, то применялись две формы процесса: одна - потерпевший с свидетелями приносил очистительную присягу в том, что виновный пойман с поличным на месте преступления, после этого суд выносил обвинительный приговор; другая - суд возлагал тяжесть доказательства невиновности на обвиняемого, который отрицал вину, он сам и его соприсяжники приносили очистительную присягу, судебное решение выносили на основании сакральных испытаний (ордалий).

В качестве судебных доказательств признавали присягу соприсяжниками, судебный поединок, ордалии, с помощью которых как бы узнавали волю божества, указывающую на истину. Присяга произносилась по сакральной формуле без ошибок, малейшее отступление вело к проигрышу дела, так как считай лось доказательством вины. Судебный поединок проводился по точно установленным правилам и долгое время применялся в феодальном судопроизводстве. В судебном поединке вначале участвовали и женщины, этот порядок держался у баваров до VIII в. Судебные поединки определяли исход судебного спора, участники обязаны были сражаться до конца, оставлять своих сотоварищей считалось преступлением, по алеманнским законам это наказывалось 1/2 вергельда, по лангобардским - ценой жизни. В спорах о границах земельных владений запрещались поединки с участием наемных бойцов, и здесь привлекались соприсяжники, соучастники судебного процесса.

Ордалии - испытания водой и железом. Условия испытания строго регламентировались. При испытании водой, например, обвиняемого связывали особым образом и погружали в чан с холодной водой. Если он держался на поверхности, это было доказательством виновности, потому что вода, как чистая стихия, отвергала его. Погружение в воду соответственно признавали за доказательство невиновности. Испытание железом заключалось в следующем: испытуемый должен был взять рукой раскаленный кусок железа (или предмет) и пронести его на расстоянии трех шагов, после этого руку смазывали и завязывали полотняной лентой; если заживление ожога протекало нормально, это принимали за признак невиновности.

Соприсяжничество являлось характерной особенностью судебного разбирательства: соприсяжники усиливали обвинение или оправдание в непричастности к правонарушению, подтверждали силу иска или возражения ответчика, выступали в роли поручителей долговыхобязательств. Сопряжники выставляли в качестве залога свое имущество, давая поручительство за правильность ведения дела. Суд решал, какая из сторон должна представить доказательства, и наблюдал за выполнением правил предоставления доказательств. Соприсяжничество было проявлением права и обязанности рода по защите своего члена. Эта особенность кровно-родственных связей сохранилась в видоизмененной форме: в числе соприсяжников выступали не только родственники, члены парентиллы, но и соседи, наиболее авторитетные, добросовестные, отвечавшие своим имуществом за правильность показаний. У каждого свободного был свой круг соприсяжников, и, если умирал один из них, на его место назначался другой, из ближайших родственников.

Укрепление соседско-территориальных связей и развитие индивидуальных хозяйств в общине приводило к распаду папентилл. Последовало правовое признание возможности выхода из состава родственных объединений, в чем были заинтересованы прежде всего состоятельные землевладельцы. Салические Дранки и бургунды ранее других признали право отказа от участия в уплате и получении вергельда. Отказ от родства, то есть от взаимных обязательств и прав (сонаследования, соприсяжничества), укреплял самостоятельность разбогатевших семей, их имущественную независимость и в то же время увеличивал риск разорения для других.

В лангобардских законах встречается упоминание о добровольных объединениях (zava), которые оказывали сопротивление своему судье при вынесении судебного решения. В составе таких объединений действовали не родственники, а, как говорится в законе, злоумышленные лица (4-5 человек и более). Появление такого рода союзов свидетельствует о попытках свободных противопоставить королевской юрисдикции организацию, которая основана на старых традициях" активного влияния коллектива на ход судебного процесса. Подобного рода союзы могли заключать с целью коллективной ответственности за уплату штрафов и вергельда, поскольку их высокие суммы, соответствовавшие прежде всего числу всех родственников парентиллы, уже не в состоянии были платить отдельные малые семьи.

Обычное право, охранявшее многие пережитки старого родового устройства, традиция сонаследования, соприсяжничества, замены кровной мести высокими штрафами, способствовало углублению имущественного неравенства. Одновременно возникали новые нормы права, регулировавшие имущественные отношения и способствовавшие утверждению частной собственности в движимое имущество и развитию индивидуального владения землей.

По мере разложения родовых отношений право защиты, осуществляемое прежде кровно-родственным коллективом, переходит к главам патриархальных родов и семей. Кровная месть заменяется выкупом, на который имеют право сначала все сородичи, а затем ближайшие родственники. Но эта замена вражды и отмщения штрафами внедрялась с большим трудом, традиции были сильнее предписаний закона.


И.А. Дворецкая, Г.Т. Залюбовина, Е.А. Шервуд "Кровная месть у древних греков и германцев", Москва, 1995



1999-2007 (C) Ворон / "Боянов Гимн", Днепропетровск, Украина. Слава Роду! Славянам Слава!

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz