www.nashrod-gimn.narod.ru


Советская Энциклопедия

изд-е 1936 г.(!)
фрагмент

КОНУНГ.
Конунг (от этой основы образовались современные: немецкое Konig, английское King, датское Kong и др., т. е. король), вожди родопленных групп у древних скандинавов и германцев. С развитием классовой дифференциации конунги выступают выразителями интересов родовой знати и богачей. Особенно ярко эта роль конунгов выступает в так называемую норманскую эпоху (8-11 век). Звание конунга, первоночально, выборное, постепенно становиться наследственным в определенных могущественных семьях. Это происходит как в Германии, Скандинавии, Англии, так и в государствах Западной и Южной Европы, основанных дружинами варваров в 5-6 веках, хотя не везде с одинаковой быстротой.

КОНЧАК.
Один из видных половецких ханов второй половины 12 века. Сын хана Отрока, изгнаного Владимиром Мономахом, и отец последнего вождя половецких племен Юрия Кончаковмча, павшего в битве с татарами в 1223. В 1184 (по некоторым известиям - в 1185) Кончак разбил и взял в плен князя Северского Игоря Святославича, героя "Слова о полку Игореве".

КОЛЯДА.
Праздничный цикл, являющейся пережитком первобытной религии, сохранившийся в античном мире (греческое - kalandai, латинское - calendae) и усвоенный христианством (сербское - kolеda, абхазкое - calanda). Обряды коляды состоят в зажигании костров, ряжении, обходе односельчан с песнями-колядками и прочего. Изучению коляды уделялось усиленное внимание русских и украинских фольклористов-народников.

САВРОМАТЫ.
Кочевое племя, обитавшее, по рассказам Геродота, по реке Танаису (Дону) от его низовий приблизительно до места наибольшего сближения с Волгой. С 5 века нашей эры позднейшие греки и римляне отожествляли савроматов с сарматами, занявшими после скифов, со 2 века до нашей эры, господствующее положение в южных степях. Однако вопрос о тождестве савроматов и сарматов не может считаться окончательно разрешенным.

САРМАТЫ.
Наименование, дававшееся в древнем мире греками группе различных племен, населявших области, расположенные на восток Европы за Доном, по берегу Азовского моря и северу Кавказа. Греки считали сарматов народом родственным скифам. Геродот называет сарматов кочевниками-скотоводами и рассказывает как о их воинственности, так и о воинственности их женщин. Плиний Младший считал сарматов мидянами, а Птоломей Мела - парфянами. Сарматы вместе с германскими и славянскими племенами постоянно совершали набеги на Римскую империю: с ними вели войны император Адриан и Марк Аврелий в 2 веке нашей эры, императоре Аврелиане сарматы вторглись в Дакию (274), а при Диоклетиане и Константине (317-318) - в Мезию и Рецию. В конце 4 века гуны разгромили сарматов, и более они как отдельный народ не упоминались.

САКСЫ.
Латинское - saxones. Германские племена, согласно Птоломею населявшие территорию нынешней Шлезвиг-Гольштинии. В 3-4 веках они продвинулись на юг до реки Везера, сливаясь херусками, хавками и другими племенами. В 5 веке часть саксов переселилась в Британию, а остальные продвинулись до Рейна Тюрингии. В 8 веке саксы распались на 4-е группы: вестфалов, остфалов, нордальбингов и анегриев. Социальное расслоение у саксов привело к образованию эделингов (знать), фрилингов (основная масса свободных) и литов (зависимых и рабов). Завоевание саксов начал Карл Мартел и закончил уже Карл Великий, в результате ожесточенных и продолжительной борьбы, с 772 по 804 год.

САМО.
Один из вождей западных славян. Объединенные под его властью племена Богемии и хорутане (на верхней Саве и Драве) освободились от аваров. Когда Само удалось разбить также войска фракского короля Дагобера 1, к нему примкнули и другие племена, например сербы. Возник довольно крупный Богемский союз западных и отчасти южных славян, который, однако, после смерти Само (около 658) распался.

СВЯТОГОР.
Один из старших богатырей русского былинного эпоса. Имеется два сюжета былин, связанных с именем Святогора, оба повествующие о его гибели. В одной из былин Святогор, чувствуя в себе громадные силы, полон стремления найти "тягу земную", чтобы поднять всю землю. Увидев в степи сумму переметную, Святогор пытается ее поднять, но уходит по колено в землю, и умирает. С именем Святогора связано народное представление о богатыре могучей, непомерной силы. По словам Горького, Святорог - один из наиболее глубоких и ярких, художественно совершеных образов, созданных устным творчеством народа.

СВОЕЗЕМЦЫ.
Или же земцы, группа населения Новгородской земли, пользовавшаяся личной свободой и владевшая землей на правах личной собственности. Своеземцы входили в состав так называемых черных людей. Они, вероятнее всего, являлись потомками смердов (земельные участки которых избежали захвата боярами) или же были выходцами из рядов городского населения. Своеземцы упоминаются в 13 и 15 веках. Владея участками в 2,3,5, редко в 10 и более десятин земли, своеземцы обрабатывали их своим трудом и трудом членов семей. Наиболее крупные из них владели в отдельных случаях холопами и сдавали часть своих земель в обработку крестьянам за оброк.

СЕРБЫ.
Народ, принадлежащий к группе южных славян, близкий хорватам. В виду общности происхождения обоих народов они нередко объединяются под общим названием сербо - хорватов. Однако историческое развитие обоих народов шло различными путями: возникшее в 10 веке хорватское государство примкнуло к римско-католической церкви и западноевропейской культуре, приняв латинское письмо, тогда как сербы, долгое время колебавшиеся между Римом и Византией, в 13 веке окончательно присоединились к православию, усвоив кириллицу и византийскую культуру. Сербы составляют основную часть массы населения Сербии (бывшего королевства Сербского), а также живут, кроме того, в бывшем княжестве Черногорском, в Боснии и Герцеговине, в Старой Сербии, Далмации и Венгрии.

СЕВЕРЯНЕ.
Одно из восточно - славянских племен, обитавшее по левому берегу среднего Днепра и по его притоку реке Десне. Район обитания северян определяется данными археологии (распространением погребений, ритуал и инвентарь которых имеет некоторые особенности, свойственные только левобережью среднего Днепра). Отходя от Днепра, несколько выше Любеча, граница северянских поселений шла почти прямо по восточному направлению к реке Дон. Течение которой условно можно считать восточной границей поселений северян, так как восточнее Дона северянские курганы попадаются редко и вскоре исчезают. Южную границу поселений северян определить очень трудно, так как в течении 9-12 веков они несколько раз продвигались в степь и несколько раз отходили обратно, в зависимости от периодически усиливавшегося нажима кочевников - угров, печенегов, половцев. Исторически северяне были потомками тех восточно - славянских племен, которых византийцы еще в 6 веке знали под именем антов. В 9-10 веках северяне принадлежали к числу наиболее крупных и сильных славянских племен с среднем Поднепровьи. Это доказывается и большим пространством занятой территории, сравнительно с их ближайшими соседями, и энергичным и, провидимому, повторными усилиями продвинуться на юго - восток, вниз по Донцу и Дону. В состав Киевской державы северяне были включены при Олеге. Уже в 10 веке в земле северян существовали города - Любечь (на Днепре) Чернигов (на Десне). Чернигов был по экономическому и политическому значению вторым городом во всем Поднепровье, и с весьма дифференцированным населением. Об этом свидетельствуют исследованные в конце 19 века большие курганы, расположенные в черте самого города, - "Гульбище", "Черная Могила", - давшие археологический материал о богатых погребениях местных властителей периода феодализации. С образованием Руси территория северян разделилась на Переяславское и Черниговское княжества. Несколько позже северная часть последнего выделилась в особое княжество - Северское, далеко продвинувшее свои владения к северу за пределы древнейшей земли северян.

СЕКИРА.
Славянское название топора. В научной литературе по секирой иногда подразумевают топор полулунной формы с широким выпуклым лезвием и небольшим проухом.

СЕМЕН ГОРДЫЙ.
Симеон Гордый (ок. 1318-1353), старший сын Ивана Калиты. После смерти отца (1341) получил от хана ярлык на великое княжество Московское. Все князья русские "под руце ему ноны", - говорит летопись. Вернувшись из орды, Симеон созвал братьев, и подписал с ними договорную грамоту, в которой младшие братья обязались беспрекословно ему повиноваться. Подавляя оппозицию боярства, во главе которой стоял московский тысяцкий Алексий Хвост, Симеон продолжал проводить политику отца - политику объединения разрозненных феодальных княжеств и усиления власти московского князя.

СЕМИБРАТНЫЕ КУРГАНЫ.
Группа из 7 расположенных в ряд курганов в низовьях реки Кубани - раскопаны в 1875-76 годах В.Г. Тизенгаузеном недостаточно полно. Принадлежат скифскому населению 5-4 веков до нашей эры. В погребениях воинов четырех курганов найдены кожаные панцыри, обшитые металлическими чешуйками, остатки железного меча, наконечники копий и пр. Некоторые из погребенных имели одежду, украшенную золотыми бляшками, найдена также золотая гривна и ожерелья из золотых бус и пронизок. Кроме местной бронзовой и глиняной греческой посуды, обнаружены остатки деревянных или роговых ритонов, украшенных серебренными и золотыми обкладками. Почти во всех курганах открыты захоронения коней, везших колесницу, а у воинов, кроме того, верховых лошадей.

СВАРОГ.
Сварог, бог неба и родоначальник богов в древней языческой религии восточных славян. У Сварога, по языческим верованием славян, было два сына - Сварожичи: Солнце - Дажьбог и Огонь.

СВЯТОПОЛК.
Князь моравский (870-894). Продолжая политику своих предшественников, Святополк стремился сделать из Моравии сильное славянское государство и свергнуть политическое иго немцев. Добившись власти в борьбе со своим дядей Ростиславом в 870, Святополк уже в 871 начал войну с немцами, нанеся им ряд поражений. В результате Моравия совершенно освободилась от баварцев и вступила в более тесные связи с чехами. По миру в Форхгейме (874) моравский князь был признан независимым. . . . . С этого времени растет влияние Святополка на полабских, поморских и чешских славян, которые начинают объединяться для борьбы с немцами. Воспользовавшись внутренними раздорами в Германии, Святополк сильно расширил границы Моравии, включив в ее пределы Чехию, Папонию, Галицию, часть лужицких земель. Она стала называться Великой Моравией, а Святополк - королем. . . . . Каринтийский герцог Арнульф начал войну со Святополком, призвав на помощь венгров, однако не имел успеха до смерти Святополка (894). Начавшиеся раздоры между сыновьями Святополка привели к отпадению от Великоморавской державы значительных территорий; окончательно она была разгромлена венграми в 906 году.

РЯЗАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО.
Возникло во 2-й половине 11 века, как результат феодального дробления Черниговского княжества, в состав которого первоначально (1054) входили все земли в верх от Днепра. Рязанское княжество сначала называлось Муромо-Рязанским и было издавна заселено славянами, а также (по обеим берегам Оки) племенами мурома и мещера. Первым его князем был младший сын черниговского князя Святослава Ярославича - Ярослав (умер в 1129). Територия этого княжества в самом начале охватывала земли по обоим берегам реки Оки и бассейн притока Оки, реки Прони, и проходила до степной полосы, включая верхнее течение Дона. Во всю его длину проходил Окский водный путь, от которого ответвлялись путь на север по реке Москве и путь на юг к Азовскому морю, и нежней Волге по Дону. Наличие этих путей и богатство и плодородие земель (особенно по правой черноземной стороне Оки) рано сделали этот край земледельческим. По берегам Оки и ее притоков в 11-12 веках возникли значительные города - Коломна, Ростиславль, Пронск, Зарайск, Муром, Переяславль - Рязанский (ныне Рязань), столица Рязанского княжества - Рязань (ныне городище Старая Рязань). Раскопки Старой Рязани, разрушенной в нашествие Батыя и не возобновленной, показали, что это был обширный город с развитым ремеслами и торговлей. В течении 12 века Рязанскому княжеству приходилось постоянно и упорно бороться с половцами и другими кочевниками. При сыновьях Ярослава Муромо - Рязанское княжество разделилось на два княжества - Рязанское и Муромское. В начале 13 века Муромские князья покорились Владимиро - Суздальскому княжеству. В 1185 году Рязанское княжество распалось на собственно Рязанское (со столицей в Переяславле) и Пронское (на крайнем юге рязанской земли) княжества. Данный распад привел к легкому утверждению зависимости рязанских и поронских князей тому же Владимиро - Суздальскому княжеству.

Прислано: Г. Романов, г.Николаев.


1999-2007 (C) Ворон / "Боянов Гимн", Днепропетровск, Украина. Слава Роду! Славянам Слава!

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz