www.nashrod-gimn.narod.ru


Орнаментация столовых сосудов поселения Майданецкое как знаковая система. Синтактика знаков.

Приложение 2 к монографии Н.Шмаглия и М.Видейко "Майданецкое - Трипольский Протогород"

Ткачук Т.М.
кандидат исторических наук

рименение методов семиотики при изучении древних культур очень перспективно. Так, например, синтактический уровень изучения подразумевает учет максимального числа источников, большая часть которых остается вне поля зрения исследователей, применяющих традиционные методы. Особенно важен такой подход при работе с массовыми материалами, как например с керамическим комплексом поселения Майданецкое, что позволяет получить неожиданные, хорошо документированные выводы.

В результате многолетних раскопок этого поселения получен большой керамический материал. Однако орнаментация на "столовых" сосудах сохранилась далеко не на каждом. Многие из сосудов повреждены вспашкой, и понять систему их росписи по сохранившимся фрагментам бывает невозможно. Кроме этого сохранность росписи сильно зависит от характера почвы, в которой находились фрагменты керамики. Поэтому мы, к сожалению, имеем дело не со всей имеющейся орнаментацией сосудов раскопанных площадок, а только с сохранившейся ее часть. , иногда весьма незначительной. Всего в работе используется 720 сосудов или их больших фрагментов, позволяющих понять формы сосудов и схемы их росписи. По формам они разделяются на 10 типов, расписанных 40 схемами росписи (табл. I, II) .

Схемы росписи даны в верхней проекции, поскольку именно в таком виде они лучше понятны (Бурдо, Видейко, 1984) . Усеченно - конические и полусферические миски расписывались 9 - ю схемами (табл. I, - 1 - 9) , большие кубки - тремя схемами (табл. I, 10 - 12) Маленькие кубки - тоже тремя схемами (табл. I, 13 - 15) . Большие биконические сосуды с ручками расписывались семью схемами (табл. I, 16 - 22) , горшки - двумя (табл. I, 24 - 25) . Биконические сосуды без ручек - девятью схемами ( табл. I, 23; II, 26 - 32) . Кратеры расписывались четырьмя схемами (табл. II, 33 - 35) , а амфоры - одной схемой (табл. II, 36) , кувшины с ручкой - тремя схемами (табл. II, 37 - 39) . Грушевидные сосуды расписывались двумя схемами (табл. I, 21; II, 40) . Связь между формой сосуда и схемами росписи устойчива, случаи нарушения правил очень редки и проявляются в объединении на одном сосуде двух схем росписи. Например объединение схемы росписи сосудов без ручек и кратеров (табл. II, 32) , и роспись биконического сосуда без ручек схемой 29 в первом снизу ярусе со схемой 20 на втором ярусе (табл. I, 23) . Схемы росписи сосудов образуют в плане два больших знака в виде свастики и креста, чаще всего они совмещены. Как можно заметить, схемы росписи постоянны для довольно больших серий однотипных сосудов. Графически эти схемы образуют две или четыре зоны, внутри которых помещались знаки, меняющиеся при переходе с сосуда на сосуд в отличие от схем росписи. На таблицах эти зоны помечены цифрами 1 и 2.

Применяя позиционно - статистический метод (Кнорозов, 1982) и формальный подход к графическому выражению получаем цепочки знаков, количества их встречаемостей для каждого типа сосудов и схем их росписей (табл. III - XIV) . Это позволяет проводить изучение синтактики знаков, правил их образования и употребления, а также их знаков и преобразований. Связи между знаками и схемами росписи которые организуют их в систему не так сильны, как связи между формами сосудов и схемами их росписей.

Синтактический уровень исследования знаковой системы позволяет весь комплекс знаков из которого они извлекались для употребления, что, собственно, и порождало их смысл (Барт, 1989) . Всего на сегодня известно 239 знаков, употреблявшихся древними обитателями в Майданецком при росписи сосудов. Формально они подразделялись на простые и сложные. Графически выделено 46 наиболее простых знаков. Девять из них встречаются часто - от 19 до 128 раз. Восемнадцать знаков встречены реже - от 2 до 8 раз. Остальные 19 знаков отмечены по одному разу (табл. XVI) .

Простые знаки часто служили для создания блоков, для чего их объединяли между собой с помощью других знаков. Наибольшее число блоков встречено с девятью наиболее часто встречаемыми знаками (табл. XVI - XVIII) . Восемнадцать реже встречаемых знаков входят в меньшее количество блоков (табл. XIX - XX) . Исключение составляет знак 20 - по количеству блоков, в которые он входит, занимая в этом плане второе место после знака 1 (табл. XIX) .

На сосудах существовали определенные места на которых (или возле них) чаще всего помещались блоки. Как правило это ручки сосудов всех типов, центры мисок, метопы кубков, налепы кратеров. При создании блоков употребляли 14 способов монтажа: 1. Вертикальный - путем расположения знака на ручке или под налепом в первом ярусе росписи и знаком во втором ярусе по вертикали (табл. VIII, 9, 13) . Таким образом смонтировано 49 разных блоков. 2. Горизонтальный - состоял из двух - трех одинаковых или разных знаков, расположенных горизонтально (табл. XVII) . Им создано 13 блоков. 3. Расположение знаков по вертикали и горизонтали. Применялись те же знаки, что при вертикальном и горизонтальном монтаже, но удвоенные или утроенные во втором ярусе - всего 27 блоков. 4. Расположение двух одинаковых знаков по бокам другого - 26 блоков. 5. Присоединение к монтажу варианта 4 еще одного знака по вертикали - 13 блоков. 6. Присоединение к монтажу 5 знака, образованного горизонтальным монтажом во втором ярусе росписи - 2 блока. 7. Наложение знака на знак - таким образом смонтировано 17 блоков. 8. Присоединение к монтажу 7 знака по вертикали - 2 блока. 9. Расположение двух одинаковых знаков по бокам монтажа 7 - 3 блока. 10. Расположение одинаковых знаков в центрах мисок - 5 блоков. 11. Расположение знаков, входящих в кресто - и свастикообразные композиции в центрах мисок - 5 блоков. 12. Размещение не одинаковых знаков преимущественно на мисках18 блоков. 13. Монтаж изображения "животного" - 7 блоков. 14. Объединение знаков в центрах мисок - 4 блока.

На сегодняшний день в Майданецком зафиксировано 193 сложных знака - блока, образованных перечисленными выше 14 - ю способами. Сочетание схем росписей и типов сосудов, схем росписей и знаков внутри них, а также знаков между собой представляет довольно развитую знаковую систему. Многие способы образования блоков свойственны иероглифике. Большой набор знаков также является прекрасной базой для развития иероглифической письменности. Иероглифическая письменность - очень сложная система, требующая долгого времени для сложения. Возможно, на примере знаковой системы томашевской группы трипольских памятников Буго - Днепровского междуречья , к которой относится и Майданецкое, мы располагаем ценнейшим археологическим источником для изучения процесса зарождения основ иероглифической письменности на данной территории раннеземледельческой ойкумены. Основные ее элементы, правила монтажа, расположения, вероятно уже сложились до основания этих памятников. Эволюция знаковых систем продолжалась, о чем свидетельствует введение новых (редко встречаемых) знаков и появление блоков знаков (Ткачук, 1990, с. 154) .

На уровне схем росписи можно отметить значительное сходство в росписи сосудов из Тальянок и Майданецкого. Но следует отметить и различия. Так, редко встречаемые в Майданецком схемы росписи мисок совсем неизвестны в Тальянках. Схема росписи биконических сосудов с утопленой ручкой встречена в Майданецком 7 раз, тогда как в Тальянках такой росписи в чистом виде не обнаружено, но есть сосуд, на котором эта схема совмещена с росписью в виде провисающих дуг в верхней части сосуда. В целом же систему знаков и росписи обеих поселений можно считать практически одинаковой (Ткачук, 1990) .

Можно сказать, что для появления настоящей (в нашем понимании) иероглифической письменности жителям этого региона оставалось сделать один шаг, а именно изменить контекст и плоскость, на которой размещались знаки. Например, от общих схем росписи сосудов перейти на таблички, увеличить частоту использования основного массива знаков и длинну записываемой информации.


1999-2007 (C) Ворон / "Боянов Гимн", Днепропетровск, Украина. Слава Роду! Славянам Слава!

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz