|
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
(кратко)
Автор неизвестен. Начало 20 века.
зустные предания, конечно, составляют драгоценный источник, но сами по себе они не могут никогда удовольствовать историка в полной мере. Сей требует еще, кроме всего того, неизмен-ных памятников, избегших от опустошения времени. В учении о богах могут служить такими памятниками: сочинения и изображения идолов, священные в древности сосуды, храмы, обычаи, сохранившиеся доселе, и тому подобные предметы. Но всего этого у славян или вовсе нет, или есть очень немного. Сочинений о идолопоклонстве, писанных или современниками, или жившими скоро после них писателями, находится у них весьма мало. Но они имели стихотворцев, и притом во времена мрачнейшей древности. Это доказала нам недавно в России найденная песнь из двенадцатого века. Песнопевец "Слова о полку Игореве" упоминает еще в стихотворении своем о Бояне, который жил гораздо прежде, и еще более прославился в стихотворном искусстве. Но где его сочинения? Где сочинения, может быть, других еще многих писателей? И они равно поглощены все пожирающим временем; а гордый южный европеец мог предков наших называть варварами! Конечно, встречаются немногие и притом весьма рассеянные известия, которые, однако ж, сообщают то одни только имена, то недостаточные и темные повествования. Тут нужен дух опытного критика, чтобы из этого хаоса образовать нечто целое. Изображения богов находили иногда, но не везде. В России все совершенно пропало, или по крайней мере до сих пор не обнаружилось. Может статься, кое-что скрывается еще в углу какого-нибудь монастыря; но кому до того нужда? Предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все, и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались. Утвари, предметы богослужения, во множестве найдены в Прильвице, но они по большей части уже были испорчены. Верно есть еще несколько таких любопытных вещей в доме какого-нибудь невежи, или суеверного человека, а это все равно как если б их и вовсе не было. Храмов не только у славянских народов совсем не осталось, но у гер-манских и других наций произошло то же самое, кроме Италии. Обычаев языческих славян сохранились еще некоторые остатки в России, Богемии, Польше и других местах. Без сомнения к тому, чтобы почитать их такими, нужно глубокое, основательное знание древностей. Кроме этих, хотя и недостаточных источников, есть у нас, россиян, еще два посторонние источника, состоящие в наших песнях и народных сказках. Невероятно, как в этих двух предметах находится сокровище не только для нашей мифологии, но и во многих других отношениях. Жаль только, что это сокровище долго пребывало в неизвестности не только у иноземцев, но даже и у соотечественников наших. Что касается до песней то есть у нас многочисленные собрания их, которых число простирается до двенадцати книг. В русских песнях находится много характерного; на многих остался отпечаток седой древности; иные ж из них происходят из языческих времен, потому что в них упоминаются часто имена некоторых русских богов. Другой источник составляют простонародные сказки, из коих некоторые в самом деле басни, а другие - небольшие рыцарские роман. Тут с патриотическим жаром повествуются деяния героев древности и мрачными красками изображается несчастие России под игом татар. Тем занимательнее для русской мифологии то, что в них нередко упоминается о древних божествах, чудесах, волшебницах и проч. Прежде чем сказать о судьбе славянской мифологии, заметим теперь нечто о самом богоучении со всевозможною краткостью. Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг земли. Земля показана или схематчично (штриховкой) или красочными жизненными сценами. Над схемой земли изображался небосвод в виде огромного круга с шестилучевыми фигурами внутри.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ
Верно, не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не замечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз размышлять о чудном мироздании: солнце, вода, ветер казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение и боготворение. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал физическую боль. Он не усматривал тому причины и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз
поймал или убил он необыкновенно много дичи - душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим. Общежитие породило гениев, конечно гениев по тогдашнему вкусу. Храбрость и благоразумие были привлекательны; в людях, отличавихся сими достоинствами, примечали какое-то сходство с вымышленными божествами; и так вообразили, что они им родственники. По тому самому воинству Игореву и повествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в этой песне Боян, древнейший известный русский стихотворец, именуется внуком Велеса.
ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОВ
Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов - ему пришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут стала уже некоторая система царствовать в его баснословии. Истуканы, вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно были искусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то это было дерево и металл. Из дерева были сделаны все русские истуканы богов. Для сего выбирали всегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгое время были боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были сделаны из другого дерева, нежели самая статуя (см. ниже): то причина сему состоит вероятно в понятиях, какие имели люди о сем божестве. Из металла сделаны все истуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смеси металлов и содержат много серебра, так что некоторые выдерживают пробу от двух до десяти лотов серебра. Некоторые истуканы были вместе сделаны из дерева и из металла; так у Перуна, в Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги. Вид истуканов был свойствен грубому народу, боготворившему сии изображения. Необыкновенною величиною старались всегда выражать силу божества. У немногих была одна только голова; но щедрые славяне дарили им по три, по четыре, даже и по пяти голов. Может быть, хотели они через то изобразить всеведение богов своих, но не думали они никогда о святой Троице при образе Триглавы20, хотя иные так и думали объяснить три главы сей богини.
ХРАМЫ
Не вместе с происхождением истуканов произошли и храмы; давно уже определены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение бо-готворить идолов в густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги их получили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах. Может быть, думали жрецы уединением и мраком тем сильнее разгорячить умы народа; но как бы то ни было, известно, что славяне позд-но уже начали строить свои храмы. Первые храмы были только места, окруженные кольями; потом четыре столба накрылись кровлею и со всех сторон окружались завесами; наконец, стали даже строить храмы из одного дерева. Сии храмы не так-то худо были строены, как некоторые думают. Саксон Грамматик говорит нам, что храм Световида в Арконе был отделан весьма хорошо (oper elegantisfimum), наружные стены украшались различными резными образами, хотя сия работа и показывала грубость народа. Внутри были стены обиты пурпуровыми коврами; там же находилось много рогов от разных зверей, покрытых резною работою и служивших для украшений храма. Как этот храм, так, вероятно, и многие другие были украшены. Мы знаем достоверно, что храмы были богаты утварями; многие из них были золотые и серебряные, а другие из смешанного металла и притом высокой работы.
ПРАЗДНЕСТВА
Верно, для каждого божества было назначено по одному или несколько дней для поклонения. Легко можно себе представить, что сии празднества происходили весьма странно, а доказательство сему увидим при описании Световида. Некоторые из сих празднеств, или лучше сказать, тень их осталась почти у всех славянских народов. Они выдержали столько перемен, что только взор критика может приметить истинное значение их. Так например: кто поверил бы, что русский Семик, этот любимый день крестьянских девушек, был некогда языческим празднеством? Но это действительно правда, что и доказывают песни, обыкновенно в этот день припеваемые, в которых встречаются имена некоторых богов.
БОГИ СЛАВЯН
БЕЛБОГ
Самое имя означает белого, то есть доброго бога. Говорят, что его изображали с кровавым, покрытым мухами лицом, на котором они питались. Это дало повод называть его богом мух... Но это совсем несправедливо. Насекомые произошли от случая, а именно крови, которою славяне после жатвы обмазывали многих богов своих; или это служило символом доброго божества. Не означало ли это бога хранителя, каков у римлян Deus conservator? По крайней мере известно, что славяне признавали его за источник всякого добра - это показывает имя его и показывают все авторы, писавшие о сем предмете. На празднествах и пирах своих жертвовали ему славяне своих напитков (pateram consecrabant), в том мнении, что он дарует им всякое добро и защитит их от Чернобога, противоположного ему божества. По моему мнению, принадлежат оба сии божества к древнейшим, какие только были у славян. Человек познакомился с чувством физического зла и блага прежде, нежели с каким-либо другим. Он посмотрел вокруг себя - воображение создало ему два начала, или две причины сему, и он назвал их добрыми и злыми божествами. Так произошли персидский Оромас и Ариман, и таким же образом произошли, конеч-но, наши перводревние Белбог и Чернобог.
БУГ
Некоторые писатели утверждают, что древняя река Гиланис, наш нынешний Буг, был боготворим славянами; другие еще далее простирают свои утверждения: они говорят, что теперешнее русское слово "бог" произошло от слова "Буг". Это опровергают имена древнейших славянских идолов Белбога и Чернобога. Окончание сих слов доказывает, что имя "бог" давно уже было в славянском языке; христианские славяне не от реки заимствовали это имя, а воспользовались старинным своим словом. С сим согласны слова всех славянских народов. Следующее может служить доказательством . На русском "бог"; на польском, верхнелаузицком, кассубийском, кроатском, силезском "бог"; на нижнелаузицком "бог" (Bohg); на краинском "буг"; на богемском "бег" (Boh). Как же могли имена так согласоваться между собою, когда на берегах реки Буга поселилась одна только отрасль славян дулебы, а впоследствии другие отрасли их? Прочие славяне, жившие в Богемии, Мекленбурге и далее, может быть, в первые времена не знали еще ничего о сей реке, а при всем том знали однако ж имя "бог". По сему весьма вероятно утверждение, что эта река была так назва-на от сарматов, еще прежде, нежели славяне поселились на берегах ее.
ВОДА
В Прильвице нашли статую с надписью "Вода". Так как сей истукан был представлен вооруженным и с воинскими доспехами, то думали, что это изображение бога войны. По одному звуку сего слова, совершенно славянского, нельзя почитать его божество заодно с Одином. Водою назывался предводитель, чему служить может доказательством старое русское слово "воевода", т.е. военачальник или полководец. Не имели ли славяне у себя храброго и благородного предводителя, о котором они и по смерти его думали, что дух его носится перед войском их, а затем и обожествили его?
ВОЛХВ, ИЛИ ВОЛХОВЕЦ
Летопись Новгородская рассказывает о сем Волхве много нелепого; например: что он был сын князя Славена, построившего будто бы город Славенск. Этот Волхв мог превращаться в диких зверей, и в таком виде плавал он на реке Мутной, которая после по этому чудовищу названа Волховом. Наконец, говорит летописец, что демоны удавили сего чародея.
ВОЛОС, ИЛИ ВЕЛЕС
Волосу было предоставлено у русских владычество над скотом. Между нашими богами занимал он первое место после Перуна. Нестор сообщает нам клятву, которую давали перед Волосом, как богом скота. Эту клятву произносил Олег, когда сей великий князь был в Константинополе с войском своим, и заключал мирный договор с императора-ми Львом и Александром. Истукан Волоса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами; но спустя еще долгое время, остались служение и образ его в Ростове; один монах по имени Авраам низвергнул его, построил на том месте церковь и сделал прочих язычников христианами.
ВОЛОТЫ
Волотов сравнивают с греческими гигантами.
ГАДАНИЯ
Так называются в России пророчества или предсказания. У славян было много таких гаданий, которым они слепо верили. С великим вниманием примечали они полет птиц, крик зверей, движения пламени и дыма, течение воды. Всякая малость могла ввесть в сомнение легковерных наших предков. Самый обыкновенный способ предсказания состоял в бросании некоторых дощечек, с одной стороны белых, а с другой черных. Кидали их вверх. И когда они падали на землю черною стороною, то предсказатели ожидали счастия а в противном случае, когда белая сторона покрывала землю, то наверное ожидали они какой-нибудь беды. Когда ж число белых и черных сторон было равно, то почитали себя довольно счастливыми. Остаток сих предсказаний можно еще поныне видеть в России: стоит только заглянуть в наши деревни. Прекрасные сельские девушки, начинающие знакомиться с чувствами любви, берут во время святок зеркало, идут с ним при лунном сиянии на двор, глядят в него и думают увидеть будущего своего мужа.
ГОРЫНЯ
Из дошедших до нас славянских преданий (так называемых народных сказок) видно, что Горыня был витязь, повергавший целые горы на своих неприятелей. По своим подвигам получил он это название, происходящее от слова "горы".
ДАЖБОГ, ИЛИ ДАЖБА И ДАШУБА
Все три имени означают одно божество. В истории нет подробнейшего описания о сем божестве. Нестор говорит только, что Владимир Великий поставил образ сего божества в Киеве, пока он еще не обратился к христианству. Думают, что славянский Дажбог соответствует Плутусу древних (по-русски "дать" и по-богемски "дати"). Однако ж все это догадка, потому что ни одна летопись не говорит о том с достоверностью.
ДЕТИНЕЦ
По опустошении города Славенска язвою, славяне задунайские нашли его развалины и хотели там построить новый город. Старшие из народа собрались и рассуждали, какое сему городу дать основание, то есть, как заложить и назвать его. Один из них думал, чтобы на другой день при восхождении солнца послать на дорогу отборных людей, и первый, встретившийся с ними, должен служить основанием городу, который и получит от него свое имя. Собрание приняло это предложение. И в самом деле на другое утро, по принесении богам жертвы, послы отправлены для исполнения своих поручений. Первый, попавшийся им в руки, был юноша. С ним-то возвратились они в город и представили свою находку собранию. Тотчас дано повеление, поло? жить в основание города юношу, который и дал ему свое имя. Что это легенда и притом из позднейших времен, легко видеть можно потому, что насколько известно, никогда не было города по имени Дети-нец. Еще известнее то, что каждая крепость называлась самим именем.
ДИДИЛИЯ
Под сим именем поляки почитали богиню супружества. Они думали также, что при разрешении жен их от бремени она присутствует; а потому бесплодные жены приносили ей жертвы и молили ее о даровании им детей.
ДИДО-ДИД
Г. Попов, а за ним и верный списатель его Леклерк, утверждают, что это был греческий антиэрот. В доказательство сему приводят они одно место из русской простонародной песни, которая хотя и подает повод к догадкам, однако все еще не служит доказательством. Попов говорит, что сему божеству поклонялись в Киеве; Нестор же и не упоминает об имени его; а Леклерк, недовольный тем, вздумал еще утверждать, что он имел пребогатый храм в Киеве и во многих других местах; далее, что ему приносили множество жертв, и тому подобное, кому ж поверишь? Леклерку, или честному Нестору? - Кажется, нет и нужды спрашивать.
ДОМОВЫЕ ДУХИ
Домашние гении были разделены на два рода: находились добрые и злые духи. Почитали себя счастливыми, имея одного из первых у себя дома в гостях: тогда думали сии простые люди, все должно быть благополучно; лошади будто бы жирели, хлебные овины наполнялись и проч. Когда же приходил злой дух, то всякие, говорят, терпели от него беспокойства; даже неучтивость его могла до того простираться, что хозяин, наконец, принужден будет вовсе оставить дом.
ДОН
Река Дон, славная теперь по своим храбрым козакам, была боготворима древними славянами, которые, как говорит предание, приносили ей жертвы.
ДУБЫНЯ
В русских народных сказках назван так один витязь, употребивший дуб вместо оружия, от чего и получил он сие имя.
ЗЕВАНА, ИЛИ ДЗЕВАННА
Поляки почитали Зевану как богиню лесов и охоты. В каком виде ее изображали, о том ничего не известно. Истукан ее разрушен в Польше в 965-м году.
ЗИМЦЕРЛА
О сем божестве нам столь же мало известно. По одному только словопроизводству утверждают, что она была богиня весны; потому что имя ее, говорят, составлено из слов "зима" и "стереть".
ЗМЕИ
Змеи в Литве были боготворимы и считаемы за домашних богов. В жертву приносили им молоко и куриц, и строго запрещено было умерщвлять их. Преступники, в том обличенные, бывали наказаны тяжко, а иногда и смертною казнию.
ЗОЛОТАЯ БАБА
Золотую Бабу боготворили на берегу реки Оби. Она получила это имя от позлащенного своего истукана. Ее представляли в виде женщины, с одним младенцем на коленях, и еще другим, стоящим подле нее. Сих детей выдают за внуков ее. Это дало повод думать, что Золотую Бабу можно сравнить с Изидою и почесть ее матерью богов. Но жаль, что сего доказать нельзя; по крайней мере это до сих пор еще не доказано: тем менее заслуживает вероятия мнение, будто бы Золотая Баба начальствовала над деторождением. Во храме ее сокрыто было много музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, дабы уверить народ, что истукан сам собою звучит. По сему и почитали это божество оракулом. В смутных обстоятельствах спрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов; или наоборот: так как истукан был весь пустой, то жрецы говорили устами своей богини. В жертву приносили ей соболей и куниц, и одевали ее в их шкурки. При каждом жертвоприношении священники съедали мясо, а богине доста-валась только кровь, которою обмазывали ей рот, глаза и другие части. Вера к сей богине была так сильна, что даже чужестранные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие вещи по мере своего имения; ибо жрецы уверяли, что пренебрегший таким приношением заблудится на пути своем.
КАЩЕЙ
Русские сказания описывают нам его живым остовом. Говорят, что он страшно любил молодых девиц и похищал их от родителей. Но сего еще не довольно: иногда, как далее упоминает баснь, пропадали даже красавицы с новобрачного ложа и, наконец, были находимы в палатах Кащея. Это чудовище прозвано "бессмертным". Наконец он, однако ж, умер, к счастию и спокойствию красавиц.
КИКИМОРА
Кикимора между божествами России занимал ту же почти степень, какую Морфей у греков, с тем только различием, что русские представляли его себе ужасным привидением; а напротив того, греческий бог возбуждал кроткие, приятные сновидения. Один из исследователей говорит: "Иные утверждают, что Кикимора - младенец, похищенный дьяволом из чрева матери, после как она его прокляла". Легко видеть можно, что эта баснь происходит из новейших времен.
КОЛЯДА
Коляда, говорят, стоял в Киеве и был бог празднеств. Другие, напротив того, признают в нем божество мира. Сии два мнения легко соединить можно, потому что без мира нет и никаких празднеств. Торжество его происходило 24 декабря и состояло в пляске и песнях, от которых есть еще поныне некоторые остатки в России. Этот праздник торжествовали у нас в тот же день, как и ювеналий у римлян.
КОРША, ТАКЖЕ ХОРС
Русское божество, коего изображение находилось в Киеве. Попов в своем кратком описании славянской мифологии утверждает о сем бо-ге, что он был славянским эскулапом.
КРОДО
Поклонялись Кроду славяне, поселившиеся на Гарце. В Гарцбурге, за милю от Гослара, стоял истукан Кродов на высокой, лесом поросшей горе. Этот истукан представлял старика с обнаженною головою, который голыми ногами стоял на рыбе и опоясан был шерстяною белою повязкою, держа в одной руке колесо, а в другой сосуд, наполнен-ный цветами и плодами. Значение того, что Кродо босыми ногами стоял на острой и скользкой рыбьей шелухе, было следующее: что саксонцы, т.е. венды, умели утвердиться прочно и невредимо на самых опасных местах. Обнаженная голова означает усердное служение божеству, белая повязка - свободу, колесо - дружбу народа и единодушие против неприятелей. Иные утверждают, что Кродо представляет Сатурна, и хотят мнение свое доказать греческим словом "время". Изображение Кродово было найдено в Гарцбурег и отправлено в Гослар. И истукан и его постамент сделаны из прекрасной бронзы и позолочены. Жертвенник внутри пуст и четвероугольный, а сверху покрыт белою мраморною доскою, которая сделана уже в позднейшие времена, и на ней вырезан крест. На всех четырех сторонах находятся отверстия различной величины, из которых некоторые отделаны очень искусно; это заставляет думать, что сии отверстия некогда были наполнены драгоценными камнями. Жертвенник покоится на четырех маленьких человеческих фигурках, из коих у всякой длинная борода. Верно, представляют они жрецов. Когда идолослужение было строжайше запрещено и венды не так скоро могли с ним расстаться, то собирались они тайно в самых уединенных местах, дабы отправлять древнее свое идолослужение. От сего происходит верно та легенда, что ведьмы - особенно в Вальпургиеву ночь - собираются еще на поле, а именно: aufdem grauen Brocken
КУПАЛО
Также русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был бог плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы, то есть 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях сжигали большие костры; а юноши и девицы, цветами увенчанные и перепоясанные, плясали около огня при радостном пении; наконец, скакали они и гнали свое стадо через огонь; эти добрые люди думали через то обезопасить свое стадо от леших, или лесных духов. Доселе еще та святая, коей празднество торжествуется в сей день российской церковью, сохранила от идола Купалы прозвание свое Купальница.
ЛАДО
Ладо почиталась богинею любви и всех любовных удовольствий. Если сравнить ее с римским божеством, то это славянская Венера. Все безбрачные приносили Ладе жертвы и думали через то получить себе счастье для будущего супружества. Главный истукан ее стоял в Киеве, а многие находились еще в разных других местах. Ей поклонялись молдаванцы и валахи. Имя ее часто повторяется в русских песнях. Что касается до этимологии сего имени, то думают, что оно происходит от глагол а "ладить".
ЛЕДА
Опять догадки и заключения, все еще выводимые из имени. Некоторые исследователи думают, что у славян находилось военное божество, по имени Леда.
ЛЕЛИЯ, ИЛИ ЛЕЛИО
Лелио был, как его описывают, маленький бог любви, подобный римскому Купидону; так же, как и сей, очаровывал он сердца; и как у этого, так и у него портил дела завистливый Дид. Мы уже знаем Дида в виде антиэрота. Он погашал огонь, возженный Лелием. Некоторые русские песни доказывают, что русские больше любили Лелию, нежели Дида. Лелио был сын Лады.
ЛЕШИЕ
Лешие были лесные божества, или подлинные греческие Сатиры. Леших представляли себе в человеческих видах, с козлиными рогами, ушами и ногами. Удивительно без сомнения, как могло произойти такое сходство между славянским и греческим божеством. Описанное теперь изображение леших употребительно еще доселе у простого народа в России. Думали, что если они ходят по травам, то становятся малы наподобие травки; если же они гуляли в лесу, то ростом своим доставали вер-шины деревьев. Далее воображали, будто бы лешие звали людей в лесу знакомыми голосами, обманывали их таким образом и до глубокой ночи давали им блуждать по лесу, и наконец приводили их в свои пещеры и там щекотали их до смерти.
МАКОШ, ИЛИ МОКОШ
Какую должность отправлял этот бог у русских, до сих пор еще неизвестно. Нестор не говорит о нем ничего более, как что Влади-мир Великий велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы.
МАРЦАНА
Поляки усердно чтили Марцану, как богиню жатвы.
Славяне же в Мейсене по обращении своем в христианскую веру, в четвертое воскресенье поста наткнули на колья изображения Марцаны и Зивонии, с печальным пением и жалобным голосом носили их торжественно и наконец бросали в воду - предполагая, будто через то самое молодые жены становились плодородными, город очищался, и от жителей в том году отвращалась язва и другие прилипчивые болезни.
Из этого делают вывод, что Марцана была богиней смерти.
По-русски "морю" (умерщвляю), по-богемски "мру" (умираю), "мрцаваи" (оледенеть, замерзнуть).
Кумир сего божества вместе с другими был уничтожен в 965 году Мстиславом, обратившимся в христианскую веру.
НИЯ, ИЛИ НИАМ
Ния, как говорит Длугос, был бог преисподней, или греческий Плутон. Поляки думали, что он хранитель душ, и потому молили его, чтобы по смерти уделил он хорошенькое местечко. Знатнейший храм его находился в Гнезене.
ОСЛАД, ИЛИ УСЛАД
Это имя производят от глагола "усладить"; и по сей причине утверждают, что Услад был бог пиршеств. Кумир его принадлежит к тем, которых Владимир I велел воздвигнуть в Киеве, а потом уничтожить.
ПЕРУН
Перун был первый бог наряду тех, коим россияне поклонялись. Думали, что дождь, молния и все другие воздушные явления ему подвластны. Особенно утверждали, что он повелевает громом, от чего и получил он свое имя, потому что Перун на всех почти славянских наречиях означает гром. Словом, это был римский Юпитер.
Еще в 980 году великий князь Владимир I приказал в России соорудить истукан Перуна, а именно в Киеве среди двора своего на берегу реки Бу-ричева. Нестор описывает истукан его следующим образом: Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода из золота. Другие лето-писи присовокупляют: ноги у него были железные; а одною рукою держал он камень в виде молнии, украшенной драгоценными каменьями. и Беспрерывный, неугасимый огонь пылающего дуба горел перед ним, и смерть была наказанием того жреца, по неосторожности кото-рого угасал священный огонь. Перуну посвящали также волосы с головы и из бороды, если нечего было другого приносить в жертву. Также посвящали ему целые леса, где под смертною казнию запрещено было рубить дрова.
Древние прусаки, почитавшие равномерно Перуна, имели обыкновение приносить ему в жертву белых коней; кроме того, посвящали они ему кровавые жертвы - пленных своих неприятелей, между коими взятый в плен неприятельский предводитель почитался за лучшую жертву. Даже латыши сохранили еще у себя Перуна, под именем Поркана, из древней своей мифологии. Они также приносят ему жертвы, но в густоте лесов своих, и еще поныне гром называется по-латински "перконе".
Российский великий князь Владимир I до принятия им христианской веры, был, кажется, ревностный почитатель Перуна; ибо кроме в Киеве поставленного изображения сего идола, приказал он дяде своему Добрыне Никитичу, бывшему посадником в Новгороде, и в сем так же городе соорудить истукан его. Сей поставил Перуна на берегу Волхова. Но как в этом мире все подвержено перемене, то Перуну опреде-лено было дожить до конца своего царствования в России.
В 988 году, когда Владимир принял христианскую веру, повелел истребить все кумиры, то Перун, как важнейший из богов, получил и боль-шее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к лоша-дям, и таким образом тащили по городу до реки, а между тем двенадцать молодых людей били его палками, потом бросили его в реку и сделали конец его славе.
О новгородском Перуне рассказывают нечто более. Процессия была здесь та же, что и в Киеве; только Новгородский Перун отличался от первого тем, что он до глубины сердца проникнут был своею участью; и в то время, как его влекли по городу (говорит летопись, сочиненная одним монахом), не мог он удержаться, чтоб не воскликнуть громко: "О горе мне! Вчера еще меня почитали, а нынче посрамляют!" Когда с мосту низвергли его в реку, то, говорят, поплыл он против течения воды, бросил от себя палку и вскричал: "Граждане новгородские! Это оставляю вам в память мою!"
Известно даже по сим летописям, что многие жители, как в Киеве, так и в Новгороде, крайне были недовольны уничтожением главного своего идола, потому что иные, говорит Нестор, следовали за ним со слезами. По сему легко можно догадаться, что палка и голос происходили от них.
Наконец, утомясь от плавания, Перун пристал к берегу в некотором удалении от Новгорода. В память сего на том месте построен был мо-настырь, названный Перунским.
Некоторые русские летописи повествуют, что долгое время потом юноши новгородские собирались в известный день и били друг друга палками; они утверждают, что это было сделано в воспоминание брошенной Перуном палки.
Петерей говорит, что наместнику стоило великого труда разнять их и восстановить спокойствие.
ПРОНО, ИЛИ ПРОБЕ И ПРОВО
Проно был преимущественно у варгских славян почитаем, как бог правосудия. Он стоял на столбе, держа в одной руке разорванный ка-мень плуга, который служил знаком невинности, а в другой - копье, на котором утверждено было небольшое знамя. Голова его была обвита венком, из-под которого высовывались длинные уши; на ногах же были у него сапоги, украшенные колокольчиками.
Имя его производят от славянского слова "право".
Главный кумир Пронов находился в Алтенбурге. О судьбе сего идола известно нам то, что алтенбургский епископ Герольд низверг его и собственною рукою подал пример, чтобы срубить и сжечь потом лес, который был посвящен Прону.
ПОСВИСТ, ИЛИ ПОХВИСТ
Как русские, так и поляки думали, что Посвист божество бури. По-хвиста мы можем сравнить с Эолом.
ПОГОДА, ИЛИ ДОГОДА
Погода был бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Это славянский Зефир. Я не нахожу, чтобы Погода был в России известен; но поляки и венды поклонялись ему. Его описывают человеком с остроконечною шапкою, из которой высовываются два бычьих рога. В правой руке был у него рог изобилия, лежавший на груди, а в левой - посох. Это изображение не сходно с кумиром, найденным в Прильвице. Имена, какие дают иногда сему божеству, как Догода и Погода, ложны, потому что они в славянских наречиях неизвестны.
Между утварями, найденными в Прильвице, были также следую-щие вещи: жертвенный сосуд, чаша и нож Погоды.
ПОЛЕЛЬЯ
Полелья был сын Лады и бог супружества. Это доказывает и его имя, означающее такого, который по Лелии следует. Уже выше было упомянуто, что Лелия представлял славянского Купидона. Преемник Купидона бывает по большей части Гименей, или Полелья.
ПОЛКАН
Этот бог имеет вид человека с головы до пояса, у которого прочая часть тела подобна лошади. Этот Полкан, или полуконь (столь часто встречавшийся в русских сказках) не есть ли кентавр древних? Говорят, что он был весьма силен и бежал очень быстро.
ПОРЕНУЧ
Саксон Грамматик повествует нам, что кумир Поренуча стоял на острове Рюгене в городе Карензе. У этого истукана было четыре лица на голове, а пятое на груди, коего чело держал Поренуч левою, а подбо-родок онаго правою рукою.
Какое божество был Поренуч, о том мнения различны. Одни исследователи думают, что он был бог беременных. Другие заключают, что поклонялись ему, как покровителю мореплавания.
ПОРЕВИТ
Поревит также стоял в Карензе. Образ его представляется с пятью головами. Мы не знаем, какое собственное было дело Поревита. Но существуют версии, что он был бог добычи, и производит имя его от славянского Седова Цоривац, похититель.
РАДЕГАСТ
Это было божество оботритов, или мекленбургских славян. В правой руке держал он щит, на котором изображена была черная воловая голова, а в левой копье. Голова его покрыта была шлемом, на котором стояла птица с распростертыми крыльями. Какой он был бог, того мы не знаем.
РУГЕВИТ
Истукан Ругевита стоял на острове Рюгене в городе Карензе. Сак-сон Грамматик говорит, что сей истукан находился в середине города, и что вместо стен окружали ее пурпуровые ковры. Этот кумир сделан был из одного дуба и представлял чудовище с семью лицами, которые все были на шее и соединялись наверху в одном черепе.
На поясе висело у него семь мечей с ножнами, а осьмой, обнажен-ный, держал он в правой руке своей. Этот последний меч был так крепко пригвожден к руке, что ее надобно было вместе отрубить, дабы снять с истукана меч. Величина и толстота его были необычайны, так что епископ Абсалон, поднявшись даже на пятки, едва мог достать до подбородка жезлом своим, который он обыкновенно носил с собою. Рюгенцы думали, что он подобно Марсу, был бог войны
Истукан Ругевита был истреблен Абсалоном, равно как и другие изображения рюгенских идолов. Ему отрубили ноги, и он с треском обрушился на землю. Жители воображали, что боги их станут сопротивляться: однако ж без этого обошлось. Ругевита потащили из города, между тем как на нем стоял епископ Свен.
РУСАЛКИ
Это были русские нимфы и наяды. Сказание говорит, что на них были зеленые волосы, и что оне чрезмерно любили качаться на ветвях дерев. Этот предрассудок, обновляемый теперь преданиями, так укоренился в уме простолюдина, что сей и теперь еще верит, будто бы видел иногда своих русалок на берегу реки, чешущих зеленые свои волосы. Конечно, теперь уже мало таких премудрых людей в России.
СВЕТОВИД, ИЛИ СВЯТОВИД И СВЯТОВИЧ
Когда в девятом столетии бешенство навязывать другому свою веру господствовало еще неистовее, нежели ныне в некоторых землях, то бывали такие люди, которые с опасностью жизни путешествовали в от-даленные страны, превозносили там свое исповедание веры и смея-лись над теми, которые были другого мнения. Разумеется, что таким образом не много можно наделать; а если начнем смехом, то кто знает, не кончится ли этот смех когда-нибудь слезами? А потому многие из сих людей должны были часто за смех свой заплатить жизнью.
Другой способ проповедовать был хотя так же нелеп, но учтивее первого, а именно: проповедовали, не зная что проповедуют, и такого-то роду был проповедник, один монах из Корвея, которого завела христианская ревность на остров Рюген. Он учил бедный слепой народ славянский, проповедовал ему, но не о Христе, ниже об истинном боге, а о каком-то трупе, которым его монастырь имел счастье пользоваться; и эти мощи назывались Sanetus Witus. Он рассказывал простякам множество чудес, наделанных святым его Витом, - чудес, которых идолу их Прону никогда и на ум не приходило делать.
Тогда славяне вдруг чувствуют уважение к святому Биту и почитают его за высшее существо. Они делают его верховною главою прежних богов своих, воздвигают ему статуи, строят храмы и учреждают в честь его празднества и жертвоприношения. Так произошел наш Святовид, и такие-то проповеди усердного монаха!
Главный храм, равно как и главный истукан его, находились в городе Арконе. Саксон Грамматик описывает нам истукан его следующим образом: это громада сверхчеловеческой величины с четырьмя головами на стольких же шеях, из которых две обращены были к груди, а две к спине, но так, что одна из двух голов смотрела направо, другая ж налево. Черты на всех лицах означали глубокомысленного человека. В правой руке держал он рог, составленный из разных металлов и наполненный вином, а левая была уперта в бок, как бы представляя лук. Одежда его висела ниже колен, ноги были сделаны из другого дерева и так искусно соединены с коленами, что без точнейшего исследования нельзя было того приметить.
Истукан стоял на земле, потому что основание его было так глубоко в землю вкопано, что совсем его не видно было. Храм Световида был деревянный и возвышался на равнине; стены храма были снаружи украшены всякими картинами, и одна только дверь служила к нему входом. Внутренность имела два отделения: первое окружалось пурпуровою стеною, другое состояло из четырех столбов с прекрасными завесами, и здесь-то находился идол. Тут висели также его седло, узда и меч. В храме было также от диких зверей много рогов, которые видом и украшением своим обращали на себя внимание. Саксон все это сам видел, а потому и нет никакой причины сомневаться в истине сего описания.
Световид почитался у славян Оракулом. Со всех сторон стекался к нему славянский народ; вера к нему распространилась по всем отрас-лям славянских поколений; только в России и Польше не нахожу я, чтоб имя его было известно.
Все другие славяне, выключая сих только, посылали в Аркону дань свою, так как некогда правоверные христиане посылали в Рим свою Петрову монету (Peterspfennig).
Иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить идолу часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. От сокровища Световидова содержаны были триста всадников со стольким же числом лошадей. Когда у рюгенцев была война, то сии всадники отправлялись в поход, и вся до-быча, полученная ими на сражении, принадлежала Световиду.
Кроме сих лошадей держали еще белого коня, принадлежавшего собственно лицу идола, который, по словам жреца, ездил на нем иногда против неприятеля. Для того и показывал жрец в иное утро, как этот конь устал от дальней тяжелой езды.
Сего коня употребляли также на то, чтобы узнать предстоящую судьбу при каком-либо предприятии. А именно: когда думали начать войну, то втыкали в землю перед храмом три пары кольев крестообразно. Жрец подводил к ним коня, и если он правою ногою перепрыгивал через них, то это служило добрым предвещанием; а в противном случае опасались какой-нибудь беды.
Сам жрец кормил этого коня, и он только один имел право иногда на нем выезжать. Это животное почиталось столь святым, что не дер зали сгибать у него ни одного волоса ни в гриве, ни в хвосте.
Теперь доходим мы до праздников, весьма пышных и великолеп-ных, которые учреждаемы были в честь Световиду. Главное торжество происходило ежегодно после жатвы; тогда стекалось обыкновенно ве-ликое множество народа, который приносил идолу первенцы собран-ных плодов. За день до того жрец должен был сам выместь храм, не пе-реводя дыхания; и каждый раз, когда ему надлежало перевесть дух, он должен был выйти из храма, дабы великое божество не осквернилось дыханием смертного.
На другой день начиналось торжество. Священник осматривал рог, бывший в руке Световида; и ежели он еще был наполнен вином, то предсказывал он благословенную жатву на будущий год; противное ж тому случалось, когда рог был вовсе пуст. По окончании сего первого торжественного действия выливал он старое вино, наполнял рог снова и давал отведывать идолу; но так как вино никогда не нравилось Световиду, то он сам опоражнивал рог, наливал его снова и опять вкладывал ему в руку.
Потом являлась новая процессия, которая каждый год приносила в жертву Световиду сладкий пирог. Жрец становился за ним, и если пирог был так велик, что за ним жреца не видно было, то думали, что это приятно для божества; а в противном случае жрец увещевал народ приносить в будущий праздник гораздо больший пирог, и все богослужение оканчивалось новым увещеванием пребыть навсегда верными служению Световида. Тут начинали пировать и почитали за грех, если кто не хотел много пить. По сему видно, что предки наши еще издревле были добрые хлебосолы.
Кумир Световида вместе с другими изображениями рюгенских идолов разрушен епископом Абсалоном, чему Саксон Грамматик был очевидным свидетелем. Это случилось в 1169 году, а что всего достопамятнее, в самый день святого Вита июня 15 числа.
СЕМАРГЛ
О сем божестве ничего почти неизвестно. Мы знаем только то, что кумир его, находился в Киеве.
СИВА
Сива была богиня плодов [балтийских славян], которые почитали ее божеством плодородия и жизни. Изображали ее в виде нагой девицы, у которой голова была украшена венком. Волосы ее висели до колен; в правой руке держала она яблоко, а в левой виноградную кисть. Главный истукан ее находился, как говорят, в Рацебурге. И в Прильвице нашли ее изображение; однако это совсем различно от тех описаний, какие нахо-дятся о сем семействе; а именно, ее представляли не нагою, а одетою.
Черты ее лица были приятны и ласковы.
Это божество было известно у поляков; они называли Сиву Зизие и почитали богинею жизни.
СИЛЬНЫЙ БОГ
Этот сильный бог был представлен в виде пресильного человека, державшего в одной руке копье, а в другой шар. У ног его лежала человеческая и львиная голова. Сильный бог был славянским Геркулесом. Это самое имя его доказывает.
СТРИБА, ИЛИ СТРИБОГ
Долго не знали, какое божество Стрибог; но теперь мы знаем из песни Игореву воинству, что он был бог ветров, потому что их в сей песне называют внуками Стрибога.
СВЯТИБОР
Сербские славяне чтили Святибора как лесное божество. Подле Мерзебурга посвятили ему лес, в котором под страхом смертной казни запрещено было рубить не только целое дерево, но даже срезать малейший сучок. О виде истукана мы ничего не знаем; а только нам известно, что около 1008 года как истукан, так и лес был срублен епископом. Имя его составлено из двух слов: "святой" и "бор", или лес.
ТРИГЛАВА
Триглаву изображали как женщину с тремя головами, держащую в руке половину луны. Стетинские славяне и многие другие поклонялись ей. Один из храмов ее стоял возле Бранденбурга на Гарбургской горе. В сем божестве, говорят, есть некоторое сходство с Дианою Тривиею (Diana Trivia, покровительница дорог). Ей посвящена была черная лошадь, которую, как и световидова коня, вопрошали в смутных обстоятельствах, и это животное так же должно было отвечать ногою.
ТРИЗНА
Слово Тризна означает день, установленный в память умершего. Так, например, великая княгиня Ольга отправляла тризну по смерти супруга своего, великого князя Игоря, за которую древляне дорого заплатили. Но как праздновали эту тризну, мы не знаем; ибо в русских ле-тописях нет никакого о том описания.
Нестор говорит следующее о радимичах, вятичах и северянах: если кто-нибудь из них умирал, то праздновали они в честь ему тризну; потом воздвигали большой костер, клали на него мертвое тело, сжигали оное и собирали кости в сосуд. Сии сосуды или урны ставили по дорогам на столбах. Такой обычай продолжался еще во время Несторово у вятичей.
ФЛИНЦ
Флинц, как говорят, был бог лаузицких славян. Он означал у них образ смерти, а изображали его различно. Иногда представляли его остовом, с левого плеча висела у него мантия, а в правой держал он длинный шест, на конце которого находился факел.
На левом плече у него сидел лев, который двумя передними ногами опирался в голову, одною же заднею в плечо, а другою в руку остова. Славяне думали, что этот лев принуждает их к смерти.
Другой способ изображать его был такой же, только с тем различием, что представляли его не остовом, а живым телом. Есть еще третье изображение Флинца: это истинная картина маленького и толстого, имеющего большие когти на руках и ногах.
ЦАРЬ МОРСКОЙ
Царя Морского, или Повелителя морей, можно по справедливости сравнить с Нептуном. Имя его встречается весьма часто в русских сказках, которые из древности еще до сих пор сохранились. Нептун имел своих Тритонов - так и нашему Царю Морскому были подвластны морские чудища.
ЧЕРНОБОГ
Этот бог был противоположен Белбогу; его почитали злым божеством, так как Белбога - добрым. Дабы умилостивить его, приносили ему кровавые жертвы; мольбы, к нему возлагалые, были печальны, и часто заключали в себе ужаснейшие заклинания. Я уже сказал, что в честь Болбогу во время пиршеств всегда посвящали чашу и кругом ее разносили; то же бывало и в честь Чернобогу.
ЧУДО МОРСКОЕ
Под властью Царя Морского, о котором мы говорили несколько выше, было множество таких чуд. По всему вероятию заключать мож-но, что они подобны были морским чудовищам, Тритонам. Изображали их в самом страшном виде, и поныне еще сохранилась русская словица, напоминающая о страшном виде сих морских богов.
ЧУР
Чур был у русских то, что Терминус (божество границ) у римлян. Римский бог, изображаемый сперва четырехугольным камнем, впоследствии времени получил однако ж голову; а наш Терминус, напротив того, остался навсегда безголовым, и Чур все остается чурбаном, каких и ныне еще находится множество на полях наших.
ЮТРАБОГ
Это божество не что иное, как самый Белбог, в чем также согласны Шедий и Росс.
ЯГА БАБА
Многие писатели утверждают, что Яга Баба славянская Беллона. Римская Беллона, как известно, была изображаема воинственным божеством, управлявшим колесницею и конями Марса; но в славянской мифологии не ищите таких прелестных изображений воинственной богини.
Наша Беллона, признаться, играет ту лее роль, только совсем в другом костюме. Древнейшие русские повести описывают нам ее гнусною, сухощавою старухою, высокого роста, с костяными ногами! Экипаж ее совершенно соответствовал красотке, которая в нем ездила: это была ступа, которую богиня погоняла пестом железным, находившимся у ней в руках.
В тех же сказках замечательны еще следующие стишки:
Баба Яга, Костяная нога, В ступе едет, Пестом погоняет, След помелом заметает.
|
|
|