СВЯЩЕННЫЙ ГОД
Герман Вирт
1. Вращение и Год как Мировой Порядок
Не существует более
великой тайны в бытии человека, чем тайна жизни и смерти, умирания и
становления. Ничто не может наполнить душу "одночастного" (еще не
"двухчастного") человека ощущением высшей Силы, кроме вечного ритма природного
года (Lebensjahre), в тесном соприкосновении и в полной гармонии с которым
развертывается человеческая
жизнь.
Год для человека есть высшее Откровение божественного действия во Вселенной. Он есть выражение данного
Богом космического закона, в согласии с которым происходит в бесконечном и
непреходящем возвращении становление мира. Волшебный, глубочайший образ является
нам в природе – это Год Божий. Много дней составляет Год, и в каждом из дней
снова открывается образ Года: рождение Света, из которого происходит вся жизнь,
его подъем на высшую вершину, и его спуск, смерть, нисхождение, чтобы снова
восстать. То, чем являются утро, полдень, вечер и ночь в сутках, соответствует в
Году весне, лету, осени и зиме. Весной "Свет Мира" снова пробуждает всю жизнь,
выпрямляется, развивается, пока не достигнет полного развертывания и предела
роста в полуденно-летнем времени, чтобы снова начать путь к ночи и зиме, травясь
к смерти, за которой неминуемо последует новое
рождение.
Нордический человек созерцал образ своего существования ежегодно и ежедневно: раннее утро – детство,
позднее – юность, полдень и лето – взросление, полное созревание, потом увядание
жизни, старость, ведущая к зимней смерти, а через нее к новой жизни, к
возрождению и новому становлению, воплощенному в
потомстве.
Круговращение дня развивает в своем постоянном непрерывном повторении круговращение Года, а Год –
круг человеческой
жизни.
Круговращение, движение по кругу, вращение само по себе является высшим космическим законом
Бога, этическим Основанием Вселенной всего бытия. На этом принципе основывается
всякое Богопереживание и всякое правосознание. Закон вечного вращения, чьим
откровением является пространство и время, и особенно в Годе, был осознан
атланто-нордической расой в символе Годового и Мирового Древа, Древа Жизни. Мы
можем проследить эту изначальную концепцию во всех атланто-нордических языках и
культурах. Она связана среди прочих с корнем t-r и с его обратной версией r-t,
которые присутствуют в словах, обозначающих вращение ("drehen", "Drehung" – "
вертеть", "вращать", "вращение", "Dorn" – "дерево" и т.д.). Отсюда связь t-r и
r-t с Деревом (а также с Крестом, Виселицей), и Колесом как образом Мирового
Древа, Древа Жизни. Это же означает "невечерний" закон космоса, "право",
"этику", "основу и источник всего бытия", и соответственно, "происхождение",
"зачатие".
Космическая
символика слов с этим корнем сохранилась в слове "Art" ("тип"), в смысле
"происхождения", рода", в латинском "ritus", т.е. "обычай", "установленный
порядок действия", а также "искусство", "наука", и особенно в древнеиндийском
rta.
Древнеиндийское "rta"
Риг Веды, "asa" Авесты, "Порядок", "Закон", было "великим установлением"
"двухчастного Бога, Митры-Варуны, "ur-ana", который есть истинный вращатель
"rta". По небу бежит дненадцатиспицевое колесо "rta", которое никогда не стареет
– Год. Солнце отцы-установители Мира, "отталкиваясь от rta, забросили в небо";
Солнце, откровение Агни как воплощения Сына Божьего, зовется "светлый видимый
лик, а сам Агни – "отпрыском rta", "рожденным в rta". В делах людей действует
"rta", как нравственный закон; "rta и истина" тесно связаны. В смысле "не
истины" часто используется выражение "anrta", т.е. "то, что не есть". Правым
считается то, что "размышляет в соответствии с", "идет по пути rta", "заботится
о rta, думает о правде".
2. Современный человек и Божий Год
Эти основополагающие
соображения, однако, совершенно чужды современному городскому человеку. Год для
него – лишь отвлеченное, временное понятие, которое ничем не отличается ото всех
остальных промежутков времени, которыми оперирует современная
"хозяйственно-научная" жизнь. Год известен ему из настольного календаря, деловых
записных книжек и определенной перемены гардероба. С ритмом же творения такой
современный городской человек больше никак не связан. Его соприкосновение с
Божьим Годом в природе происходит спорадически, во время отдыха или стихийных
бедствий. Для того, чтобы вернуться к опыту Года, современный человек должен
"излечиться" от своего цивилизованного существования, отрывающего от опыта
бытия, при том, что темп труда и жизни становится все более и более быстрым, и
разрыв с большим человеческим Годом судьбы-жизни человека возрастает. Именно
"излечиться" должны современные "социальные" люди, освободившиеся ото всех
естественных законов Бога-Года, превратившие ночь в день, а день в ночь, ищущие
"оптимально использовать время", тогда как время, на самом деле, использует их,
уничтожая.
Божий Год в природе дал бы им обновление, но они не могут более найти внутреннего пути к
нему. Если бы они понимали еще свой собственный смысл, они никогда не пустились
бы в безумную погоню за Маммоной, сделав из денег цель жизни, не начали бы
считать неизбежностью бессмысленную индустриализацию и укрупнение городов, не
погрязли бы в глубоком материализме, который опечатал их бедность, слабость и
ничтожество их душ, душ "современного
человечества".
Так ясно видно разрушение телесной силы, которое является следствием "современной жизни"
городов. Они пытаются победить слабость и прибегают назад к Божьему Году, когда
другие средства уже не помогают. Но причины этого, остающиеся в целости и
сохранности, они не замечают и не хотят замечать. А главная причина в их
отпадении от вечного жизненного ритма Божьего Года. Поэтому они не живут сами,
но их проживает нечто постороннее, чуждое; они гниют телом и душой, стареют уже
в юности.
3. Божий Год как нордический опыт
Из единства и жизненного ритма Божьего Года некогда развилась вся духовная культура
нордической расы: Год лежал в основе ее Богопереживания и Богопознания, и из его
запечатления в иероглифах, знаках "священного Годового Ряда", развились все
системы письменности в мире. Как сегодня мы передаем знания через письмо, так
некогда само письмо возникло как передача высшего Знания о Божественном
Откровении во Вселенной, Знания о годовом пути "Света Мира", идущего от
Бога.
Но нигде в нашем мире опыт Света не является таким глубоким, как там, где противоположность Света и
Тьмы, Дня и Ночи отчетливее всего. Только крайний Север знает Божий Год в полном
единстве его противоположностей, в законе его возвращения, в бесконечном, вечном
богатстве его движения, в котором постоянно возобновляется жизнь. Ни вечное лето
тропических областей, ни бледные компромиссы южного, средиземноморского климата
не знают этого переживания. Лишь одна единственная нордическая Зима, когда Свет
Божий все глубже и глубже спускается в своем суточном пути, день укорачивается,
ночь удлиняется, пока, наконец, Свет целиком не утонет в смертной тьме зимней
ночи, чтобы потом снова прийти к новому подъему и пробудить от смерти всю
Жизнь.
Мистерия Зимнего Солнцестояния – священнейший и высочайший опыт нордический души. В нем
открывается великий, божественный закон вечного возвращения – Закон, согласно
которому, всякая смерть есть становление, и гибель ведет к Жизни через Свет
Божий.